ИСТОРИЯ ЕЛАБУГИ |
Есть несколько версий о происхождении названия города Елабуга.
Говорят, что жили когда-то на этом месте жрецы-прорицатели. Умели жрецы и грядущее видеть, и отводить суда от Камских подводных камней-быков. Отсюда будто и название пошло Ала-буга. Бык по-булгарски - "буга" (бугай - по южнотатарски). Но и по-русски диких быков называли "бугаями" и паслись они на "буге" - старинное русское название низменного берега, поросшего низкорослым кустарником. "Ела" - удача, Некоторые считают, что название городу подарили две речки, текущие по оврагам в самом городе - Ала и Буга. Местные татары связывают название города с небольшим озерком за Тоймой - Окунево (по-татарски "алабуга" - окунь). В районе Елабуги сохранилось около 40 ценнейших археологических памятников. Наиболее древними жителями, по свидетельству историков, были финноязычные племена, жившие еще в эпоху неолита и находившиеся на стадии матриархата. Ко II тысячелетию до н.э., эпохе бронзового века при переходе от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию относятся известные Луговские и Ананьинские стоянки. Живет в народе легенда о том, что в районе Ананьинского могильника закопана золотая лодка. Во время раскопок действительно была обнаружена лодка, но только каменная, в которой отправился в загробное плавание ананьинский воин. Могильник этот подтверждает сказание Татарских летописей о глубокой древности Елабуги. Ученые XIX века считали, что найденные в Кургане кельтские топорики, копья, стрелы, шейные круги, кольца, бляхи, признаки сожжения сложенных там трупов, разные горшочки, служащие пепельницами и слезницами, остатки сбруи подтверждают житие на этой земле задолго до Рождества Христова скифов. На территории Елабуги также существовало городище раннего железного века где-то VII-III в. до н.э. Известны также в окрестностях Елабуги Танаевское, Тихогоровское, Котловское и другие городища. Докатилась до Елабужского края волна балто-славянских племен (VI-VII вв. н.э.) и болгарских племен (VIII-XII вв. н.э.). Гунно-болгарские племена (сувары, булгары и др.) сконцентрировались сначала в Приазовье и Прикаспии, затем началось их расселение, и часть булгар поднялась вверх по Волге и образовала средневековое государство - Волжско-Камскую Булгарию. По преданиям здесь некогда существовал город Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий. Дарий оный город выжег. Приблизительно в XII веке н.э. во времена расцвета Великой Булгарии на заброшенном городище возникло укрепленное поселение волжских булгар. Вместе с ними здесь жило и угроязычное, а возможно, и славяноязычное население. В период расцвета Волжской Булгарии снова возник здесь будто бы город Бряхимов, названный в честь булгарского князя Абрахимова. Стал он северным форпостом государства. Согласно преданиям, до него доходили дружины князя Андрея Боголюбского, усмирившего беспокойных соседей. В XIII-XIV веках город стал жертвой орд Тамерлана. После монгольского нашествия город булгар был разрушен и прекратил свое существование. В 1614 году на фундаментах былой крепости костромской монах Иона Зеленый основал мужской Троицкий монастырь, который просуществовал до 1764 года. А сельцо под ним до сих пор носит старинное название "Подмонастырка" - деревянный посад, огражденный от северных ветров крутой горой вдоль горы Тоймы у ее впадения в Каму. В 1552 году, после взятия Казани Иван Грозный прислал в дар "пригородку на Елабуге" икону Трех Спасителей. С тех пор крепость и окружавшие ее села в устье реки Тоймы, получила название Трехсвятского. На протяжении своего 150-летнего существования вел Троицкий монастырь скрытую борьбу за главенство над краем с Трехсвятским. Но в 1764 году царским указом монастырь был упразднен. Однако освоение опустевших после нападения Золотой Орды земель началось значительно раньше. Славяноязычное население края пополнялось теми, кто бежал на Елабугу в поисках свободы и удобного места жительства. Так в царствование Ивана III, подчинившего силой Господин Великий Новгород, многие новгородцы бежали на вольные земли, на Каму. В XVII веке Трехсвятское было царской вотчиной. Оно было укреплено рвом и деревянной стеной, а внутри него находился замок-кремль, на территории которого располагалась соборная церковь, канцелярия и дом управителя. Устройство башен крепости традиционное - внизу ворота с коваными и бревенчатыми запорами, а наверху помещение с бойницами для стражи. Башни назывались Казанская, Сарапульская, а затем Никольская, Луговая, Спасская. Крестьяне здешние издавна занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, скотоводством, огородничеством. В царствование Петра I расширялась торговля, укреплялись купеческие права, развивалось мануфактурное производство. В 1708 году село Трехсвятское стало центром большой Елабужской волости. На Елабуге стали появляться в это время первые заводики по изготовлению свечей, литью колоколов. В 1710 году проживавшими здесь военнопленными шведами был построен Саралинский государственный медеплавильный завод и организована добыча меди. В 1732 году возобновил свою работу основанный при Петре I Елабужский завод. Жестокость и поборы царских наместников вызывали в крае крестьянские бунты и восстания. Одним из самых разрушительных был бунт башкир, татар и прочих здешних народов под предводительством Акая. Осенью 1773 года началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Трехсвятское и окрестные села оказались вовлеченными в нее. В конце 1773 года отряд из 600 человек, состоявший из яицких казаков, башкир и татар, переправился через Каму и захватил села Сарали (ныне с. Бехтерево), Качку и Танайку. Танайка стала центром восставших. В конце 1773 года пугачевцы вновь подошли к стенам крепости. Но неожиданно появилась сотня солдат майора Перского. Двенадцать раз восставшие шли на приступ, но крепости взять не смогли. Тут на подмогу к осажденным подоспели четыреста гусар майора Неклюлова. После отчаянного кровопролитного боя пугачевцы вынуждены были снять осаду крепости и отступили. После этого окрыленные победой гусары разгромили пугачевский штаб в с. Танайка. Разделавшись с восставшими, правительство Екатерины занялось обустройством государства. В 1780 году было учреждено Вятское наместничество из 13 уездов, одним из которых стал Елабужский уезд. 11 сентября (по старому стилю) 1780 года село Трехсвятское, имевшее к тому времени три церкви (одну каменную и две деревянные), три медеплавильных завода, 376 дворов и 1800 человек населения, состоявшего из дворцовых крестьян с большой прослойкой торговцев, было преобразовано в город. 28 мая 1781 года "жалованная грамота", подписанная государыней, подарила городу герб. На верхней части его изображение герба Вятского наместничества - "в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелой, а над ней в верхней части щита крест красный"; на нижней части собственно эмблема Елабуги - "на серебряном поле сидящий дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц". После большого пожара в 1850 году город был перестроен. Еще до пожара в начале XIX века деревянная Елабуга начала менять свой облик: деревянные храмы заменялись белокаменными. В 1815 г. построена была Покровская церковь, в 1818 г. - Никольская (двухэтажная, домашняя церковь купцов Стахеевых), в 1820 - 1821 гг. Спасский Собор< Троицкая церковь в 1830 г. Город обретал облик зажиточной купеческой столицы Предуралья: золотом светились кресты и купола церквей и соборов, в строгую линию выстроились дома богачей, украшенные узорными решетками и балконами, горделиво красовались присутственные места, банк, обнесенный толстостенной оградой, ансамбль крупнейшего в Поволжье и Прикамье женского монастыря, а между всеми этими зданиями - кабаки да лавки, шикарные магазины да загульные купеческие рестораны с номерами. На петербургской и парижской выставках занимали призовые места и получали памятные дипломы местные мастера, искусные в тонких ремеслах: ювелиры, резчики по дереву, чеканщики. А еще отличные здесь лили колокола и везли из Елабуги их по Каме и Волге. Издавна душой города были Шишкины. Без таких как они быть бы Елабуге не жемчужиной земли русской, а гнилым торговым захолустьем. Один из предков Шишкиных, священник Зотик, принял от Ивана Грозного дареную икону Трех Святителей. Другой отлил колокол для Спасского собора. В 1833 году трудами и средствами Ивана Васильевича Шишкина появился в Елабуге первый водопровод: по деревянным трубам из долбленых лиственниц на расстояние в два километра побежала чистая родниковая вода. В 1847 году И.В. Шишкин разработал "Проект снабжения города Казани водою", совершенствовал и строил мельницы. С его именем связаны две всемирно известные древности нашего края - Чертово городище и Ананьинский могильник. Смолоду преуспевающий хлеботорговец, человек, одаренный многими талантами, Иван Васильевич принес все, что имел в дар городу, который любил безмерно.На весь мир прославил фамилию Шишкиных его сын Иван Иванович Шишкин, ставший выдающимся художником-пейзажистом. Унаследовав от отца любовь к родному краю, он воспел его в своих полотнах - "Кама близ Елабуги", "Лесные дали", "Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная Роща" и сотнях других. Его картины - нескончаемый гимн красоте и величию вятских лесов. Другими выдающими личностями были брат и сестра Дуровых. Случилось в Елабуге преудивительное происшествие. К елабужскому городничему Василию Андреевичу Дурову приехала весьма загадочная фигура. "Фигура" носила гусарский мундир и любила верховые прогулки по дороге мимо Троицкого кладбища и Александровского сада, по заросшим лесом оврагам к Чертову городищу и далее в лес. Очень скоро жителям города стало известно, что фигура эта героическая: женщина, которая переодевшись в мужское платье, сражалась за Отечество с французами, ординарец любимого в народе полководца М.И. Кутузова, получившая орден Святого Георгия за воинскую доблесть и отвагу из рук самого государя. Штаб-ротмистру, проведшему десять лет на полях сражений и в походах, а потом пожившему в Петербурге, общество провинциальное показалось нестерпимо скучным. Это и навело Надежду Андреевну Дурову на мысль, которая и была загадочным поручиком Александровым, написать "Записки кавалерист-девицы". Умерла Надежда Андреевна 21 марта 1866 года - на 83 году жизни и похоронена на елабужском Троицком кладбище. Щедра земля елабужская на таланты: в 1857 году в семи километрах от города в селе Сарали в семье коллежского секретаря родился Владимир Бехтерев. Он окончил гимназию и затем выдержал трудный конкурс в Петербургскую военно-медицинскую академию и в 1878 году окончил ее с отличием. В 28 лет он становится профессором Казанского университета. Создание первой в мире психофизиологической лаборатории и образцовой клиники при казанской больнице связано с его именем. Человек разнообразных дарований, В.М. Бехтерев оставил нам в наследство не только семьсот научных трудов по исследованию мозга, тысячи учебников, но и интересные литературоведческие труды о творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, о происхождении удмуртского народа. Научные открытия нашего соотечественника В.М. Бехтерева не единственное, чем могут гордиться елабужане. В 1840 году в Елабужском уезде в семье купца Капитона Ушкова родился сын Петр. Он получил весьма скромное образование. В дальнейшем он наследует от отца небольшой хромпиковый завод в селе Кокшан Елабужского уезда. Здесь впервые в России было организовано производство серной кислоты. П.К. Ушков много ездил по России и заграницам, изучая постановку химического дела. В 30 верстах от Елабуги на Каме он основал Бондюжский завод, который в 90-х годах занял одно из первых мест среди химических заводов России. В 1893 году на этом заводе работал ученый с мировым именем Д.И. Менделеев. На заводе Ушкова выдающийся химик изобрел бездымный порох. Ушков впервые применил нефть, как вид топлива, для обжига извести, основал в 1893 году химический завод в Казани. В голодные годы гражданской войны вспоминали в стране о другой елабужской династии - Стахеевых. В.И. Ленин писал о необходимости использовать стахеевских служащих, прекрасно владеющих хлебной коммерцией, на продовольственном фронте. Стахеевы - династия древняя. По преданиям, бежали они на Каму после взятия Новгорода Иваном III, жестоко подавившем северную русскую вольницу и казнившем новгородскую посадницу Марфу Борецкую с сыновьями. Стахеевы основали на елабужской земле мощную купеческую династию. Они на пароходах везли хлеб и товары по Волге, строили железные дороги, владели золотыми приисками, нефтяными промыслами, фабриками и заводами, мельницами и сотнями магазинов по всей стране, торговали с Англией, Францией, Германией и др. странами. Много средств тратилось ими на благоустройство города: строительство монастырей и церквей, зданий учебных заведений, приютов, не говоря уж об их собственных особняках, которые и сейчас можно увидеть в Елабуге. На дар Глафиры Федоровны Стахеевой (400000 рублей) построено здание Елабужского Епархиального женского училища (ныне Елабужский государственный педагогический институт). Здание это и сейчас является уникальным образцом русской классической архитектуры XIX века. Построено оно по проекту Вятского губернского инженера, классного художника, архитектора 1-й степени И.А. Чарушина при безотлучном надзоре строителя, архитектора - художника А.П. Горохова. Один из Стахеевых - Дмитрий Иванович - стал замечательным русским писателем, в произведениях которого широко представлены как панорама жизни России, так и уездного города с его нравами и обычаями. Книги его издавались в Санкт-Петербурге и в Москве и высоко оценивались читательской публикой. Сегодня имя его незаслуженно забыто. Трудами еще одного из Стахеевых в числе первых десяти городов России была в начале XX века электрифицирована Елабуга. 19-20 августа 1941 года началась последняя трагическая страница в жизни великой русской поэтессы Марины Цветаевой. В доме №20 по улице Жданова (теперь Малая Покровская) после 13 дней пребывания в Елабуге и безуспешных попыток найти работу Мария Ивановна покончила с собой. Здесь на городском кладбище она и была похоронена. В 1970 году Союз писателей Татарии поставил памятник прекрасной русской поэтессе. |