ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (на примере Центра информационных технологий Набережночелнинского филиала Академии управления «ТИСБИ») |
И. А. Соловей, старший преподаватель Набережночелнинского филиала Академии управления «ТИСБИ»
Статья опубликована 12 мая 2006 г. в сборнике 3-ей Региональной научно-практической конференции НчФ КГТУ им. А. Н. Туполева на тему: «Проблемы формирования профессиональных компетенций будущего специалиста в системе многоуровневого профессионального образования». Секция информатики и информационных технологий. В 60-е годы прошлого столетия в результате возникшего в цивилизованном мире информационного кризиса США встали на путь перехода от индустриального общества к информационному. Вскоре их примеру последовали Япония, Южная Корея и ряд западноевропейских государств. Советский Союз примкнул к их числу в конце 70-х годов. Начало этого процесса в СССР совпало со временем переломного этапа в истории мирового сообщества: благодаря появлению персонального компьютера свершилась очередная информационная революция, в значительной степени ускорившая НТП. За четверть века в нашей стране в этом направлении сделано немало достижений, информатизация общества идет полным ходом. Примеров этому можно привести достаточно в каждой из областей человеческой деятельности. Использование компьютеров и в производстве, и в сфере оказания услуг, и в быту становится обыденным явлением. Возраст пользователей ПК практически не ограничен. Дети 2–3 лет успешно осваивают компьютерные игры, а к 5–6 годам и некоторые из прикладных программ: текстовые, табличные и графические редакторы. Информационные технологии развиваются быстрыми темпами. Ими овладевает на разном уровне все больший процент населения как в России, так и в других странах, осуществляющих переход к ИО. По прогнозам специалистов в нашей стране он должен завершиться к 2050 г., в то время как в США – к 2020 г., в Японии и в странах Западной Европы – к 2030 г. Для того чтобы этот процесс завершился, должно быть выполнено три основных условия: 1) 80% трудоспособного населения заняты в информационной сфере (сфере производства информации и оказания информационных услуг); 2) гарантирован доступ к любой информации, кроме законодательно секретной, в любое время суток и на любой территории; 3) информационные ресурсы становятся стратегически важными ресурсами страны, наряду с энергетическими, сырьевыми и др. ресурсами. В настоящее время в России только 40% трудоспособного населения занято в информационной сфере, в то время как в США – 60%. Информатизация общества – это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме конфиденциальных. Информатизация означает широкое использование ИТ во всех сферах человеческой деятельности. Появилась индустрия информационных услуг, как для производственной, так и для бытовой деятельности. Формируются базы знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Создаются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, бизнес, игры, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в ИО – информация, знание, творчество. Денежный показатель уступает первое место информационному, т. к. идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации. Поэтому основная задача современного общества – стимулировать творческий процесс. А поскольку таланты не создаются, нужно формировать культуру, т. е. условия, в которых они смогут развиваться и процветать. Основные черты переходного периода к информатизации общества: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития "знание-производство-знание", массовое тиражирование профессиональных знаний. Информационная инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео- и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, а также замену бумагоносителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства. В 1991 г. в США была разработана программа по созданию национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure). Основные цели программы: - долгосрочный экономический рост; - более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан Правительство; - мировое лидерство в базовой науке, математике и технике. В декабре 1998 г. в России была принята концепция информатизации нашего общества. В 1999 г. был разработан проект государственной информационной политики информатизации общества России. В 2001 г. приняты Федеральная целевая программа "Электронная Россия" на 2002–2010 годы и "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы". Теперь от нас и нашего Правительства зависит, сумеем ли мы включиться в мировой процесс информатизации. Среди жителей Набережных Челнов, в частности, студентов Набережночелнинского филиала Академии управления "ТИСБИ" и учащихся средней школы № 33 в марте 2005 г. был проведен анонимный опрос, основной целью которого являлось стремление выявить уровень овладения компьютерной грамотностью и информационной культурой молодежной средой нашего города. Было опрошено 150 студентов и 120 школьников 10-11 классов. Результаты анкетирования позволили выяснить следующее: пользователями ПК являются 98% студентов и 92% опрошенных школьников. Из них в домашних условиях могут использовать персональный компьютер 67% студентов и 62% опрошенных учащихся школы. На вопрос: «С какой целью Вы приобрели компьютер?» расклад ответов был следующий: а) работа – 29%; 28%; б) учеба – 49%; 51%; в) общение – 13%; 8%; г) поиск информации в Internet – 23%; 19%; д) компьютерные игры – 42%; 38%; е) прослушивание музыки – 36%; 37%; ё) сочинение музыки – 9%; 9%; ж) просмотр TV-передач – 9%; 6%; з) просмотр CD – 29%; 24%; и) просмотр DVD – 24%; 15%; й) просмотр видеокассет – 5%; 3%; к) для престижа – 7%; 7%. Владеют программами: Word – 100%; 89%; Excell – 87%; 71%; Access – 47%; 18%; Power Point – 55%; 57%; Out Look Express – 11%; 9%; Corel Draw – 7%; 24%; Photo Shop – 16%; 23%; 3D Studio Max – 8%; 8%; 1С: Бухгалтерия – 6%; 3%; 1С: Предприятие – 3%; 3%. Услугами глобальной сети Internet пользуются: Website – 27%; 22%; Chat – 11%; 8%; ICQ – 5%; 5%; e-mail –15%; 13%; участие в видеоконференциях – 1%; 3%. Выяснилось, что многие студенты и учащиеся школы успешно овладели навыками использования следующих видов оргтехники: принтер – 77%; 68%; сканер – 49%; 44%; ксерокс – 53%; 38%; графопостроитель (плоттер) – 7%; 6%; факс-модем – 14%; 15%. Владельцами сотовых телефонов являются 77% студентов и 55% школьников. Причины, по которым молодежь приобретает сотовые телефоны, являются следующие: связь с домом – 57%; 33%; общение с родственниками – 37%; 19%; разговоры с друзьями 63%; 43%; деловое общение – 20%; 6%; случай крайней необходимости – 37%; 18%; ради престижа – 7%; 5%. Также молодежная среда освоила в свое время: для общения: пейджеры – 73%; 59%; радиотелефоны – 86%; 72%. Для записи речи: диктофоны – 76%; 60%. Для получения изображений и обработки их на ПК в настоящее время: цифровые фотоаппараты – 58%; 42%; цифровые видеокамеры – 44%; 33%. Всем опрошенным задан вопрос о том, какие из перечисленных выше компьютерных программ они хотели бы изучить. Ответы были следующими: Word – 7%; 12%; Excell – 9%; 13%; Access – 15%; 20%; Power Point – 19%; 18%; Out Look Express – 27%; 19%; Corel Draw – 37%; 21%; Photo Shop – 46%; 38%; 3D Studio Max – 49%; 43%; 1С: Бухгалтерия – 43%; 29%; 1С: Предприятие – 59%; 33%. Также анкетируемым было предложено проанализировать среду своего общения и ответить на вопрос, многие ли их знакомые: а) знают азы компьютерной грамотности – 72%; 56%; б) могут пользоваться сканером, принтером, ксероксом – 63%; 63%; в) имеют сотовый телефон – 86%; 80%; г) пользуются цифровым фотоаппаратом – 60%; 42%; д) пользуются цифровой видеокамерой – 45%; 31%; е) не обучены использовать все перечисленное – 10%; 18%. Опираясь на полученные данные, можно сделать следующие выводы: - интерес и желание постигать азы компьютерной грамотности и информационной культуры продиктованы необходимостью подготовки конкурентоспособной личности, способной, независмо от возраста и пола, а также своего социального статуса, быть востребованной на рынке труда; - наличие навыков пользования ПК, различными видами коммуникаций; умелое применение ИТ как в трудовой деятельности, так и в быту дает человеку значительные преимущества и делает его конкурентоспособным на рынке труда. Назначение и одна из основных задач высшей школы – научить студентов осваивать новые ИТ и воспитать в них потребность делать это на протяжении всей их жизни, поскольку ИТ обеспечивают пользователю: - повышение персональной продуктивности; - информационное взаимодействие с другими людьми; - развитие творческих способностей; - экономию времени; - получение и распространение знаний. ИТ обеспечивают кампаниям: - повышение эффективности работы предприятия; - получение и сохранение преимуществ в конкурентной борьбе; - расширение внутренних и международных экономических связей; - прогнозирование поведения рынка; - поиск выхода из кризиса. В мае 2004 года на Всероссийской научно-практической конференции «Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса» в НчФ ТАРИ мы выступили с предложением ко всем вузам города интегрироваться в своем стремлении ускорить процесс информатизации общества в нашей стране и в нашем городе в частности, а также для обмена опытом в своих научно-исследовательских работах. Анкетирование студентов и школьников выявило перечень компьютерных программ, которые они хотели бы изучить. В период с ноября 2004 г. по май 2005 г. я основательно познакомилась с методикой преподавания на курсах компьютерного обучения по всем программам, вызвавшим интерес у опрошенных в ходе анкетирования ребят на базе учебного центра «ЭЛЕКАМ». Поскольку в стенах нашего вуза ни графические редакторы Corel Draw, Photo Shop и 3D Studio Max, ни бухгалтерские программы «1С: Бухгалтер», «1С: Предприниматель» не преподаются, все желающие освоить их могут сделать это в компьютерных классах УЦ «ЭЛЕКАМ». Обучение там ведется на высоком уровне, все преподаватели имеют солидный опыт работы в тех компьютерных программах, которые они преподают. Этот учебный центр можно порекомендовать студентам для получения дополнительного образования, наличие которого на этапе их трудоустройства после окончания вуза может сыграть положительную роль и дать возможность устроиться на интересную, перспективную работу. Чтобы студенты могли получить более подробную информацию о компьютерных программах, которые они могут изучить в учебном центре, был снят фильм, в котором преподаватели графических и бухгалтерских программ рассказали об этих программных продуктах и о том, где их можно использовать на практике. Опытом своей работы в изучаемых программах поделились и некоторые слушатели курсов. Смысл сказанного ими сводился к тому, что знание компьютерных программ дает человеку дополнительные степени свободы и помогает ему в реализации многих целей, которые он ставит перед собой. Результаты опроса школьников были представлены директору с/ш № 33, заместителю директора по воспитательной работе и учителю информатики. С учетом пожеланий ребят и согласия учителя изучать с ними графические программы, администрации школы было предложено обратиться в ГДТ ДМ (городской дворец творчества детей и молодежи) с ходатайством об организации кружка компьютерного дизайна на базе с/ш № 33. Администрация школы и методист ГДТ ДМ поддержали эту инициативу. Мы и дальше планируем пропагандировать компьютерные информационные технологии, находить заинтересованных в их изучении, преподавании и применении на практике людей. Многие наши студенты успешно их осваивают и уже не раз доказали это. Так, 15 студентов Набережночелнинского филиала Академии управления «ТИСБИ» откликнулись на призыв помочь мэрии города ускорить процесс монетизации льгот населению Набережных Челнов, проходивший в начале 2005 г. Студенты НчФ АУ «ТИСБИ» отличились успешной работой, серьезным подходом к решению поставленной перед ними задачи, дисциплинированностью, чем заслужили слова благодарности от мэра нашего города. Также двое студентов нашего филиала: студентка 2 курса Багаутдинова Алия и студент-первокурсник Берулин Александр – заняли призовые места в региональной олимпиаде по информатике, проходившей в стенах нашего вуза 30 марта 2005 г. Ребята продемонстрировали наличие у них не только профессионализма в ходе выполнения компьютерных заданий, но и индивидуальный творческий подход. В канун 9 Мая в честь 60-ой годовщины Победы над фашизмом мы провели конкурс на лучшую поздравительную листовку, посвященную ветеранам ВОВ и труженикам тыла. В конкурсе приняли участие свыше 80 студентов 1 и 2 курсов юридического факультета. Работы 15 студентов отличились особым мастерством исполнения. Они переданы вместе с фильмом о ветеранах ВОВ и тружениках тыла, снятым 9 Мая 2005 года, в Боровецкую префектуру г. Набережные Челны. Администрация вуза приняла решение наградить всех студентов, которые в течение учебного года принимали активное участие в мероприятиях институтского и городского масштаба с применением ПК, грамотами. Особо отличившихся – поездкой в г. Болгар. Наряду с другими учебными центрами Набережных Челнов, Центр информационных технологий Набережночелнинского филиала Академии управления "ТИСБИ" пытается внести свой посильный вклад в ликвидацию компьютерной неграмотности наших горожан. Для тех, кто хочет изучить прикладные компьютерные программы пакета Microsoft Office, организуются курсы по обучению начинающих пользователей ПК, так в начале учебного года для преподавателей и сотрудников нашего филиала были проведены курсы по изучению программ MS Word и MS Excel. Информатизация общества – процесс необратимый, и наша задача его ускорить. Оказать нам поддержку и содействие в этом деле мы и призываем всех читателей этой статьи. 12 мая 2005 г. мы провели вторые студенческие чтения на тему «Информационные технологии XXI века». Кроме студентов нашего филиала, в мероприятии приняли участие студенты – представители нескольких вузов нашего города: НчФ СГА (Современной гуманитарной академии), НчФ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (Нижегородского государственного лингвистического университета) и КамГПИ (Камского государственного политехнического института). Интересными и полезными для студенческой аудитории были также выступления гостей: О. В. Краевой, заместителя генерального директора по персоналу и связям с общественностью ООО ТСЦ «ЭЛЕКАМ»; А. Е. Несмияна, директора ООО «ПЕЧАТНЫЙ ДВОР»; А. С. Матвеевой, менеджера УЦ «ЭЛЕКАМ»; И. А. Красновой, исполнительного директора клуба путешествий «ЮГРА», рассказавших о применении ИТ в своей трудовой деятельности. Всё мероприятие сопровождалось цифровой видеосъёмкой. Создан двухчасовой DVD-фильм, все желающие могут его посмотреть. Планируется использовать этот видеоматериал в ходе подготовки к студенческим чтениям 2006 года, ключевой темой которых станет компьютерный дизайн. Мы уже пригласили принять в них участие студентов НчФ СГА, НФ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, НФ МЭСИ, Набережночелнинского и Елабужского филиалов КГТУ им. А. Н. Туполева и учеников старших классов с/ш № 33 нашего города. Будет организована выставка работ участников мероприятия и слушание их выступлений. В состав жюри войдут лучшие дизайнеры набережночелнинских рекламных агенств, издательства ООО «ПЕЧАТНЫЙ ДВОР» и преподаватели графических редакторов Corel Draw, Photo Shop и 3D Studio Max учебного центра «ЭЛЕКАМ». Подобные мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны всех его участников. В течение учебного года у ребят было достаточно времени для приобретения профессиональных дизайнерских качеств, творческого роста. Мы благодарны всем, кто принял активное участие в студенческих чтениях 2005 года, а также руководству нашего филиала в лице директора Р. Г. Назипова, заместителей директора: по научной деятельности – А. Г. Файзуллиной и по учебной деятельности – А. Ф. Зиятдинова – за содействие в их проведении и за материальное поощрение: все выступающие получили сертификаты участников. Студенты НчФ Академии управления «ТИСБИ»: Белоусова Мария, Берулин Александр, Гайнетдинова Гузель, Гафина Эльза, Даутова Лилия, Замалетдинова Эндже, Камалова Эльвира, Садыков Ильдар, Сычева Ольга и Юсупова Алия премированы экскурсионной поездкой в г. Булгар, участники из других вузов – памятными подарками и CD с записью их выступлений и музыкальными подарками от поющих студентов нашей академии. Также хочется поблагодарить заведующего кафедрой экономико-математических дисциплин нашего филиала А. Л. Тетёркина и заведующую кафедрой гуманитарных дисциплин (в 2004-2005 уч. г.) С. К. Арсланову за информативность их докладов. Те статистические данные, которые они привели в своих выступлениях, безусловно, было полезно узнать всем присутствующим в зале слушателям. Смысл сказанного коллегами сводился к тому, что на сегодняшний день для выпускника вуза, помимо хорошего овладения своей специальностью, необходимы знание ИТ, используемых в выбранной им сфере деятельности, и иностранных языков. Наличие именно этих качеств является залогом успешности молодого специалиста, позволяет ему стать конкурентоспособным среди множества выпускников вузов. Придает оптимизма и тот факт, что мы нашли заинтересованных людей в проведении студенческих чтений в нынешнем учебном году как со стороны руководителей фирм, оказывающих дизайнерские услуги населению нашего города, так и со стороны преподавателей выше указанных учебных заведений, а также среди студентов и школьников. Из чего можно сделать заключение, что тема состояния и развития информационных технологий в различных областях человеческой жизнедеятельности: лингвистике, менеджменте, юриспруденции, туризме и др. – актуальна в студенческой среде и нам, преподавателям, есть над чем и, самое главное, с кем работать. Заявки на принятие участия в мероприятиях Центра ИТ Набережночелнинского филиала Академии управления "ТИСБИ" можно присылать по e-mail: isolovei@rambler.ru |